Системы HiDS и LKAS. Движение по линиям разметки.
- Пализ, тэйк офф ёр хендз фром зе сатиринг выл, - вежливо просит сидящий слева японец. Снять руки с руля? Прямо сейчас, на вираже овального трека хондовского полигона? Ну, если так нужно...
Я послушно отпускаю руль - и ничего не происходит: Accord продолжает идти по дуге, как не в чем ни бывало. Фантастика? Нет, система HiDS, Honda Intelligent Driver Support. Да-да, серийная Honda некоторое время уже может ехать без водителя, самостоятельно ориентируясь по линиям разметки! Япония - это не просто другая страна. Это иной мир, иная планета. Никогда не забуду мою первую поездку в скоростном поезде-синкансэне шесть лет назад. За стеклом со скоростью под триста бесшумно проносились бамбуковые крыши, на соседних диванах рядышком сидели пожилые японки в традиционных кимоно - и клерки с раскрытыми ноутбуками, подключенными к мобильникам. В 1997 году, когда в Европе, напомню, о GRPS еще никто слыхом не слыхивал! А эти такси-суперсалоны, эти микроавтобусы - с водителями в белых перчатках, с рюшечками и с хрустальными люстрами, но с экранами навигационных систем... С тех пор Япония изменилась. Кимоно никто не носит, молодежь в метро по-европейски уступает места пожилым (раньше это было не принято). Токийская Гинза уже практически ничем не отличается от Пятой авеню. И если раньше японские инженеры после любого вопроса, заданного по-английски, задумчиво произносили "ону-у-у" и впадали в медитативный транс, то теперь общаться с ними гораздо легче. Сасапеншан? Тарансмишшан? Расскажут и про подвеску, и про трансмиссию. Причем не кланяясь поминутно тебе и окружающему начальству, как раньше, и на вполне сносном английском. Но Япония осталась Японией. Алюминиевые кузова, проекционные системы на лобовое стекло, "навигация" или двигатели lean-burn - добрая половина всех технологических новинок появляется на Островах гораздо раньше, чем в Европе. Японцы могут все. И то, что кажется нам фантастикой и крайне отдаленной перспективой, здесь - уже реальность. Рядом с кронштейном внутрисалонного зеркала серийного Аккорда, прямо под потолком, примостилась маленькая видеокамера, которая смотрит вперед через лобовое стекло. Это - система LKAS, Lane-Keeping Assist System. Сигнал от камеры поступает в небольшой, но достаточно мощный и быстродействующий компьютер, оснащенный программой распознавания образов. Главный "образ", за которым охотится программа, - линии разметки. Она научена различать прерывистые, двойные и сплошные линии, предугадывать и отслеживать их изгибы, оценивать кривизну поворота... Управляющий сигнал от компьютера поступает на вход электроусилителя руля. Если Accord "видит", что линии разметки уходят вправо, он дает команду электромотору - и тот, не дожидаясь поворота баранки водителем, сам перемещает рулевую рейку, поворачивая колеса! Как все это работает на практике? Когда Accord cледует четко посередине своей полосы, усилия на баранке практически нет. Но стоит попытаться увести машину в сторону - и руль моментально отреагирует на эту попытку искусственной "ступенькой" по усилию. Усилие это не чрезмерное, его легко можно преодолеть - это не диктат, а лишь подсказка: ты правишь не туда, отверни! И действительно, если одуматься и направить автомобиль обратно, в лоно своей полосы, то руль словно "обрадуется" этому - и сам поможет вернуть себя именно в то положение, которое позволит вести машину точно между двух линий разметки. Фактически, электроника, следя за разметкой, просто смещает в ту или иную сторону "ноль руля". В итоге держаться центра своей полосы можно буквально с закрытыми глазами, ориентируясь только по усилию на баранке! А если вообще отпустить руль? - Пализ, ю кэн тэйк офф ёр хендз фром зе сатиринг выл, - слегка коверкая слова, предлагает сидящий слева японец-инструктор. Отпускаю руль. Фантастика: Accord некоторое время продолжает идти по дуге без моего участия! Но через несколько секунд машина все-таки начинает смещаться наружу, и в комбинации приборов загорается желтый предупреждающий значок - рулевое колесо с положенными на него руками. Машина требует: бери контроль надо мной, рули сам! Я не запрограммирована на такую кривизну траектории! Название системы Lane-Keeping Assist System переводится как "помощь при движении по полосе". Только помощь, не более. В целях безопасности активность электроники ограничена - она в состоянии вести машину без помощи водителя только на кривых радиусом свыше 230 метров, которые требуют поворота руля на угол не более десяти градусов. Если поворот круче, компьютер позволит машине уйти за линии разметки, предупредив человека о необходимости вмешательства. Да и максимальное усилие на руле тоже ограничено - машину можно без труда направить за линии, преодолев волю компьютера. Главный здесь - по-прежнему человек. А если включить "поворотники", то система LKAS и вовсе "отпускает" руль, полностью передавая инициативу драйверу - на время перестроения или поворота. Как только маневр будет закончен и "поворотники" выключатся, компьютер снова мягко вступит в действие - и продолжит помогать водителю держаться линий разметки. Классная система! Для того, чтобы спокойно следовать изгибам японских дорог с их идеальной, четкой разметкой и ламинарным движением, - то, что нужно. Но что будет, если "всевидящая" Honda попадет в Россию? Она же с ума сойдет! Разметка то есть, то ее нет, то она покрыта грязью. "Здесь играем, здесь не играем, здесь пятно - рыбу заворачивали"... - В таком случае система просто отключится, - охотно объяснили хондовцы. - Причем не мгновенно, а постепенно, чтобы не испугать водителя резкой сменой характера усилия на руле. Кроме того, систему LKAS можно просто отключить кнопкой на руле. И учтите, что распознавающую электронику мы ставим только на машины для внутреннего рынка - мы гарантируем ее нормальную работу при максимально разрешенной в Японии скорости 110 км/ч.
© 2006 Copyright Honda Accord
- Пализ, тэйк офф ёр хендз фром зе сатиринг выл, - вежливо просит сидящий слева японец. Снять руки с руля? Прямо сейчас, на вираже овального трека хондовского полигона? Ну, если так нужно...
Я послушно отпускаю руль - и ничего не происходит: Accord продолжает идти по дуге, как не в чем ни бывало. Фантастика? Нет, система HiDS, Honda Intelligent Driver Support. Да-да, серийная Honda некоторое время уже может ехать без водителя, самостоятельно ориентируясь по линиям разметки! Япония - это не просто другая страна. Это иной мир, иная планета. Никогда не забуду мою первую поездку в скоростном поезде-синкансэне шесть лет назад. За стеклом со скоростью под триста бесшумно проносились бамбуковые крыши, на соседних диванах рядышком сидели пожилые японки в традиционных кимоно - и клерки с раскрытыми ноутбуками, подключенными к мобильникам. В 1997 году, когда в Европе, напомню, о GRPS еще никто слыхом не слыхивал! А эти такси-суперсалоны, эти микроавтобусы - с водителями в белых перчатках, с рюшечками и с хрустальными люстрами, но с экранами навигационных систем... С тех пор Япония изменилась. Кимоно никто не носит, молодежь в метро по-европейски уступает места пожилым (раньше это было не принято). Токийская Гинза уже практически ничем не отличается от Пятой авеню. И если раньше японские инженеры после любого вопроса, заданного по-английски, задумчиво произносили "ону-у-у" и впадали в медитативный транс, то теперь общаться с ними гораздо легче. Сасапеншан? Тарансмишшан? Расскажут и про подвеску, и про трансмиссию. Причем не кланяясь поминутно тебе и окружающему начальству, как раньше, и на вполне сносном английском. Но Япония осталась Японией. Алюминиевые кузова, проекционные системы на лобовое стекло, "навигация" или двигатели lean-burn - добрая половина всех технологических новинок появляется на Островах гораздо раньше, чем в Европе. Японцы могут все. И то, что кажется нам фантастикой и крайне отдаленной перспективой, здесь - уже реальность. Рядом с кронштейном внутрисалонного зеркала серийного Аккорда, прямо под потолком, примостилась маленькая видеокамера, которая смотрит вперед через лобовое стекло. Это - система LKAS, Lane-Keeping Assist System. Сигнал от камеры поступает в небольшой, но достаточно мощный и быстродействующий компьютер, оснащенный программой распознавания образов. Главный "образ", за которым охотится программа, - линии разметки. Она научена различать прерывистые, двойные и сплошные линии, предугадывать и отслеживать их изгибы, оценивать кривизну поворота... Управляющий сигнал от компьютера поступает на вход электроусилителя руля. Если Accord "видит", что линии разметки уходят вправо, он дает команду электромотору - и тот, не дожидаясь поворота баранки водителем, сам перемещает рулевую рейку, поворачивая колеса! Как все это работает на практике? Когда Accord cледует четко посередине своей полосы, усилия на баранке практически нет. Но стоит попытаться увести машину в сторону - и руль моментально отреагирует на эту попытку искусственной "ступенькой" по усилию. Усилие это не чрезмерное, его легко можно преодолеть - это не диктат, а лишь подсказка: ты правишь не туда, отверни! И действительно, если одуматься и направить автомобиль обратно, в лоно своей полосы, то руль словно "обрадуется" этому - и сам поможет вернуть себя именно в то положение, которое позволит вести машину точно между двух линий разметки. Фактически, электроника, следя за разметкой, просто смещает в ту или иную сторону "ноль руля". В итоге держаться центра своей полосы можно буквально с закрытыми глазами, ориентируясь только по усилию на баранке! А если вообще отпустить руль? - Пализ, ю кэн тэйк офф ёр хендз фром зе сатиринг выл, - слегка коверкая слова, предлагает сидящий слева японец-инструктор. Отпускаю руль. Фантастика: Accord некоторое время продолжает идти по дуге без моего участия! Но через несколько секунд машина все-таки начинает смещаться наружу, и в комбинации приборов загорается желтый предупреждающий значок - рулевое колесо с положенными на него руками. Машина требует: бери контроль надо мной, рули сам! Я не запрограммирована на такую кривизну траектории! Название системы Lane-Keeping Assist System переводится как "помощь при движении по полосе". Только помощь, не более. В целях безопасности активность электроники ограничена - она в состоянии вести машину без помощи водителя только на кривых радиусом свыше 230 метров, которые требуют поворота руля на угол не более десяти градусов. Если поворот круче, компьютер позволит машине уйти за линии разметки, предупредив человека о необходимости вмешательства. Да и максимальное усилие на руле тоже ограничено - машину можно без труда направить за линии, преодолев волю компьютера. Главный здесь - по-прежнему человек. А если включить "поворотники", то система LKAS и вовсе "отпускает" руль, полностью передавая инициативу драйверу - на время перестроения или поворота. Как только маневр будет закончен и "поворотники" выключатся, компьютер снова мягко вступит в действие - и продолжит помогать водителю держаться линий разметки. Классная система! Для того, чтобы спокойно следовать изгибам японских дорог с их идеальной, четкой разметкой и ламинарным движением, - то, что нужно. Но что будет, если "всевидящая" Honda попадет в Россию? Она же с ума сойдет! Разметка то есть, то ее нет, то она покрыта грязью. "Здесь играем, здесь не играем, здесь пятно - рыбу заворачивали"... - В таком случае система просто отключится, - охотно объяснили хондовцы. - Причем не мгновенно, а постепенно, чтобы не испугать водителя резкой сменой характера усилия на руле. Кроме того, систему LKAS можно просто отключить кнопкой на руле. И учтите, что распознавающую электронику мы ставим только на машины для внутреннего рынка - мы гарантируем ее нормальную работу при максимально разрешенной в Японии скорости 110 км/ч.
© 2006 Copyright Honda Accord